Иларион, святитель, митрополит Киевский.
Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви.
Иларион был поставлен на митрополию в 1051году собором архиереев по воле
великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Иларион был известен
киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове
под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое “Слово о законе и
благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской
истории. "Это, - по словам Д С. Лихачева, - совершеннейшее произведение и
по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено:
последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая
организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают
"Слово" Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства".Написано оно было между 1037 годом и 1050 годом.
Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского
монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой русской
библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской
правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от
Византии.
Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной
природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый
народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под
властью Божией.
Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для
русского народа, “спотыкавшегося” ранее “на путях погибели”, а ныне “во всех
домах своих” восклицающего: “Христос воскресе из мертвых!”
Цель этого всенародного единения в духе церковного
миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную
истину, “святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая”.
Молитва Илариона, помещенная в конце “Слова”, возносимая им
“от всея земли нашея”, как бы подводит итог сказанному: “Не оставь нас, —
взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и
согрешаем пред Тобой...и так далее.
После смерти великого
князя, Илларион вероятно, был смещен, т.к. в 1055 году уже был новый митрополит.
Дальнейшая судьба Илариона неизвестна.
Автор Карина Бессонова
Комментариев нет:
Отправить комментарий